- КОЛЛЕГИИ
- центральные государственные учреждения, образованные Петром I в ходе реформ государственного управления. В России^ К. создавались по шведскому образцу. В указе от 12 декабря 1718 г. Петр I установил функции К. К. иностранных дел предстояло ведать «всякие иностранные и посольские дела»; Камер-коллегии «всякое расположение и ведение доходов всего государства»; Юстиц-коллегии – «расправу гражданских дел, судные и розыскные дела»; Ревизион-коллегии – вести «счет всех государственных приходов и расходов»; Воинской – «армии и гарнизоны и все воинские дела»; Адмиралтейств-коллегий – «флот со всеми морскими воинскими служители»; Коммерц-коллегии надлежало «смотреть над всеми торгами и торговыми действиями»; Штатс-контор-коллегия должна была ведать государственными расходами; Берг – , и Мануфактур-коллегиям были подведомственны «рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия». Позднее были образованы Вотчинная, Духовная (Священный Правительствующий Синод), Малороссийская К.
«Порядок производства дел в коллегиях был следующий: все пакеты, адресованные на имя коллегии, приносились в коллегию и сдавались дежурному чиновнику. Он расписывался в получении их и, не распечатывая, представлял в присутствие. Все указы государя и Сената распечатывал президент, прочие бумаги старший по нем член. Секретарь в то же время отмечал на бумаге нумер и время поступления ее и сдавал актуариусу для записи во входящий журнал, назначая с тем вместе, и стол, в котором бумага должна производиться. По изготовлении дел в канцелярии секретарь докладывал их присутствию; сначала докладывал дела государственные, потом частные. По прочтении дела члены подавали голоса и большинством их решалось дело. Но если голоса были равны, то перевес брала та сторона, на которой был председатель. Произнесенное таким образом решение нотариус вкратце вносил в протокол, означая в нем месяц и число заседания; протокол в тот же день подписывался всеми членами. По состоявшимся решениям в канцелярии составлялись исполнительные бумаги и отсылались по принадлежности. Все решенные дела, по истечении известного времени, сдавались в архив» (8).
Предполагалось, что коллегиальное решение дел позволит найти наилучшие решения, а принятие самих решений ускорится, и они будут авторитетнее и независимее.
К. состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие К. образовывали президент, вице-президент, 4–5 советников, 4 асессора (помощника). В 1722 г. для надзора за деятельностью К. в них были назначены прокуроры, подчиненные генеральному прокурору Сената. До 1722 г. раз в неделю президенты К. принимали участие в заседаниях Сената.
Канцелярия К. возглавлялась секретарем, в ведении которого находился ее штат: нотариус или протоколист, ведущий протоколы заседаний; регистратор, составлявший списки входящих и исходящих документов; актуариус – хранитель документов; переводчик, писцы, копиисты. Секретарь докладывал дела присутствию, его члены заявляли свое мнение по очереди, начиная с младших; дела решались «по множайшему числу голосов», при их равенстве перевес давало мнение президента; протокол и решения подписывались всеми членами присутствия. Внедрение коллегиального управления проводилось на протяжении нескольких лет и до 1720 г., до введения Генерального регламента, каждая К. имела свой регламент.
К. отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства, четкой регламентацией обязанностей чиновников, специализацией канцелярского труда, устойчивыми штатами служащих, получавших денежное жалованье в определенном размере. К. специализировались на какой-либо одной сфере государственного хозяйства; подчинялись царю и Сенату. Основной формой деятельности К. являлись заседания ее общего присутствия.
Согласно указу 1726 г. было проведено сокращение штатов: предписывалось оставить в каждой К. лишь по президенту, 1 вице-президенту, 2 советника и 2 асессора, да и тем велено в К. присутствовать не одновременно, «а только в половине из них, сменяясь ежегодно».
Введение К. предполагало кардинальное перераспределение полномочий между органами власти в центре и на местах, а также в значительной мере изъятие определенной части занятий населения из сферы госконтроля. Однако вскоре в К. принцип коллегиальности перестал действовать. На протяжении всего XVIII в. реальная практика была далека от идеалов царя-преобразователя, хотя бы уже потому, что для работы в К. не хватало людей, достаточно компетентных. В результате коллегиальность замедляла процесс управления, происходила его профанация.
Поскольку политика предшественников Екатерины II носила менее системный, продуманный и последовательный характер, отдельные центральные ведомства в течение нескольких десятилетий то исчезали, когда вставала проблема экономии средств на содержание аппарата или начиналась приватизация промышленности, то возникали, когда нужно было продемонстрировать верность петровским идеалам. Большинство К. было упразднено в ходе губернской реформы 1775 г., а вопросы, которыми они занимались, перешли в сферу компетенции сенатских структур. С введением в начале XIX в. министерств К. вошли в их состав, и к 1811 г. завершился переход к министерской системе.
Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. — М.: Крафт+. А. Р. Андреев. 2001.